В статье рассматривается становление и развитие истории книги в западном (прежде всего европейском и североамериканском) научном пространстве XX в. Цель работы – проследить основные этапы формирования истории книги как междисциплинарной области знания, выделить ключевых исследователей и направления их работы. Показан переход от ранних форм библиографических исследований к созданию самостоятельной дисциплины, изучающей социальные, экономические и культурные аспекты производства, распространения и восприятия текстов. Актуальность работы обусловлена растущим интересом к междисциплинарным подходам в социо-гуманитарных науках, которые позволяют рассматривать книгу не только как текст, но и как культурный артефакт. Особое внимание уделено вкладу ключевых фигур, таких как Люсьен Февр, Анри-Жан Мартен, Дональд Фрэнсис Маккензи, Роже Шартье и Роберт Дарнтон, чьи идеи существенно повлияли на формирование междисциплинарных методов анализа книги как уникального культурного феномена. Анализируются также основные теоретические модели, объясняющие «жизненный цикл» книги: от ее создания и публикации до восприятия и сохранения. Отдельный акцент сделан на возникновении историко-книжных образовательных центров и научных обществ, сыгравших решающую роль в институционализации этой области знаний в 1980–1990-е гг. Практическое значение работы заключается в возможности применения полученных результатов в образовательных программах по истории книги, культурологии и библиотековедению, а также в обновлении теоретико-методологических подходов для дальнейших исследований в области изучения книжной культуры.
