Научные библиотеки, являясь неотъемлемой частью научнообразовательного, социально-культурного и промышленного комплекса региона (крупного научного или промышленного центра), участвуют в создании информационно-коммуникационной среды. Проблема системного формирования библиотечно-информационного пространства конкретного региона попрежнему актуальна. В ходе выполнения научного проекта «Научная библиотека региона в условиях меняющейся научно-образовательной среды» (программа фундаментальных исследований Российской академии наук, 2022–2026 гг.) Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) приступила к разработке модели адаптации деятельности научных библиотек региона к современной системе коммуникаций и новым методам распространения научных публикаций в контексте трансформаций социума, предполагающей изменение: парадигмы деятельности библиотек по формированию фондов научной литературы и информационных ресурсов; системы обслуживания специалистов научнообразовательного комплекса библиотечно-информационными ресурсами с учётом информационных потребностей, модификаций читательских предпочтений и практик пользователей библиотек; концепции взаимодействия научных библиотек региона при формировании и использовании их документно-ресурсной базы. Объекты исследования – научно-образовательное пространство и библиотечно-информационная инфраструктура Новосибирска (крупнейшего научного и образовательного центра), субъектов Западной Сибири (Томской, Кемеровской областей и Алтайского края) и для сравнения – крупного промышленного центра Урала – Челябинска. В статье дана краткая характеристика промышленной, научной, образовательной специализации Челябинска, системы библиотек (на основе результатов мониторинга); представлены предварительные результаты обследования информационных потребностей пользователей библиотек (по результатам анкетирования), определения уровня соответствия документно-ресурсной базы Челябинской областной универсальной научной библиотеки их информационным потребностям для проведения дальнейшей работы по разработке концептуальной модели библиотечно-информационного обслуживания специалистов и учащейся молодежи.