Продолжается обоснование поставленной А. В. Соколовым цели философски осмыслить сущность документа. За исходный пункт принято данное им определение документософии как области социально-культурного пространства, в которой создаются, передаются, хранятся и используются сообщения смысловой коммуникации, именуемые документами. Область социально-культурного производства, в которой они возникают, циркулируют и хранятся, наименована им документосферой. Показано, что адекватное определение документа возможно при его диалектическом, объект-субъектном восприятии, исходя из международного определения: документом является любой объект или записанная информация при условии, что в данном документационном процессе (а не вообще!) он может быть рассмотрен (субъектом) как единое целое. Отсюда вытекает потребность уточнять специфические ограничения и выстраивать для каждого конкретного документационного процесса собственное, более узкое определение документа. Разъясняется фундаментальное положение об относительности, условности и конвенциональности понятия «документ», высказывается критическое отношение к медиалогии, претендующей на замену документивных понятий медиалогическими построениями. Фактически предмет документологии и предмет медиалогии совпадают. Но, во-первых, в каждой науке он имеет собственный термин, а, во-вторых, различается лишь подход к этому предмету: сущностный в документологии и коммуникативный в медиалогии. Медиалогия старательно, но беспричинно уходит от понятий «документ» и «информация». В-третьих, в отличие от документологии медиалогия пока бессильна предложить что-либо качественно новое и ценное в осмыслении феномена документ.