В статье рассматриваются современные аудиоформаты: аудиокнига, аудиосериал и аудиоподкаст. Эти форматы приобрели большую популярность и востребованность у потребителей, уже имеют значительный рыночный вес, сформировав свой сегмент, увеличение которого отмечают эксперты. Материалом исследования являются аудиопродукты современного рынка, которые отражают тенденции развития аудиолитературы в текущих медийных условиях. Научная новизна работы заключается в рассмотрении аудиокниги, аудиосериала и аудиоподкаста в контексте нового этапа развития аудиокультуры. Проблема популярности исследуемых аудиопродуктов рассматривается в прямой зависимости от аудиочтения. Аудиочтение в исследовании понимается как современная модификация слухового чтения, как читательская практика, обусловленная качественными изменениями материально-технической базы и для создания аудиозаписей, и для их тиражирования и использования. Анализ аудиоформатов в информационном, социокультурном и когнитивном аспектах современного медиапотребления позволяет выявить новые редакторские подходы работы с аудиотекстами. Выводы: намечается переход от озвучивания печатных текстов к созданию текстов специально для озвучивания; наблюдается сокращение романной формы, популярность приобретают рассказы; редакторская обработка аудиокниг и аудиосериалов требует опоры на принципы саунд-дизайна; редакторская и режиссерская задача при подготовке аудиоподкастов связана с композиционным выстраиванием нескольких голосов рассказчиков, организующих единое идейно-тематическое поле.