Современные трансформации медиа1 сопровождаются изменениями пространственно-временных характеристик социального взаимодействия, в центре которых находятся традиционные и новые способы фиксации и передачи идей, их материализация посредством различных коммуникационных каналов. Это обусловливает потребность в актуализации исследований, разработке новых подходов, уточнении объекта и предмета дисциплин медиалогического цикла, в том числе книговедения. Исследованием установлены основные проблемы современного российского книговедения: ограниченность рамками морально устаревших подходов (структурно-типологического, функционального, документографического), отрыв от динамично меняющейся международной социально-гуманитарной повестки, функционирование закрытой системы научной коммуникации. Среди других проблем – методологическая клишированность, ограниченное использование социологических методов, медленная дигитализация книговедческих исследований. Современное понимание производства и распространения символических форм как неструктурированной и нелогичной системы требует принципиально новых исследовательских подходов, расширения методологического инструментария, кросс-дисциплинарного изучения теории и истории книжного дела. Цель статьи – формирование концепции нового книговедения, в качестве объекта которого следует рассматривать систему с ярко выраженной обратной связью «автор – письмо – текст – чтение – читатель». Предложена система проектов, направленных на практическую реализацию концепции: разработка медиалогического подхода в книговедении; междисциплинарное исследование истории читателя и чтения в России; формирование самостоятельного научного направления – социологии книги – и проектирование одноименной образовательной дисциплины; подготовка современного книговедческого учебника для высшей школы.