Посвящена обзору современных исследований деятельности публичных библиотек по популяризации и продвижению достижений отечественной науки и техники. На основе анализа 35 публикаций (середина 2010-х – середина 2020-х гг.) мы выделили два основных направления. Первое из них представлено исследованиями ученых Санкт-Петербургского и Московского государственных институтов культуры, проведенными в ходе подготовки диссертаций. В них популяризация науки рассматривается, во-первых, как инструмент развития научной грамотности, во-вторых, как технология цифровизации культурно-досуговой деятельности. Второе направление начало складываться в 2020-х гг. в Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН. Оно ориентировано на развитие популяризаторской деятельности библиотек различным типов и библиотечного продвижения научных и технических достижений при помощи научной и научно-популярной литературы и управления ее чтением; некнижным формам отводится вспомогательная роль. Данное направление реализуется в виде научного проекта. Исследования второго направления носят комплексный, фундаментальный характер. Исторические и теоретико-методологические изыскания нацелены на реконструкцию истории формирования и развития советской просветительской модели библиотечного дела, эволюции государственной политики в области просветительства применительно к библиотечному делу, разработку концепции библиотечного продвижения научных знаний. Теоретические и методические изыскания направлены на изучение и разработку популяризаторской деятельности библиотек в социальных медиа. Эмпирические исследования направлены на изучение современных библиотек и их читателей, а также методическое обеспечение рекомендательных библиографических ресурсов. В статье подведены итоги изучения роли библиотек в организации коммуникации науки и общества, а именно: выявлены достижения и дискуссионные аспекты в исследованиях современных ученых, что позволяет актуализировать научные изыскания по данной проблематике.
