Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.
