Снижение социально-культурного статуса чтения, его вытеснение из сферы свободного времени приобретает значительные масштабы. Целью исследования стал анализ и отображение реальной картины чтения, в частности, подростковой, а также выявление возможностей и наиболее перспективных проектов библиотек в поддержке и развитии чтения. Особое внимание в исследовании этой проблемы уделяется чтению в детском и подростковом возрасте (7–15 лет), поскольку именно в этот период складывается мировоззрение и нравственные ориентиры. Уровень развития навыков чтения в этом возрасте оказывает существенное влияние на качество будущей жизни. Педагоги и библиотекари являются ключевыми фигурами в решении данной проблемы. Результаты изучения показали: для приобщения к чтению активное участие библиотекарей служит важным фактором, а библиотека для организации и формирования культуры чтения – определяющим, так как располагает богатыми фондами, достоверными ресурсами, специальными проектами по продвижению чтения и профессиональными кадрами. Актуализация исследовательских инициатив, генерирующих инновационные сведения о реципиенте текста, ориентированных на осмысление текущего состояния культуры чтения, определяет практическую ценность проведенного исследования, которое позволило выработать рекомендации для библиотек, стремящихся повысить читательский интерес подростковой и молодежной аудитории.
