Переосмысление традиционных задач изучения чтения связано, прежде всего, с необходимостью формирования более глубокого представления о чтении как явлении глобального, цивилизационного характера. Реальный масштаб чтения, вполне сопоставимый с масштабом и ролью письменности, позволяет говорить о его социальной силе, под которой понимается сила влияния. Автор выделяет два уровня проявления социальной силы чтения: на уровне филогенеза (на уровне отдельной личности) и на уровне онтогенеза (на уровне человечества, определённой его части – социальной группы, отдельного национального сообщества, коллектива и т. д.). Изучение чтения в России, несмотря на большой, накопленный более чем за двести лет исследований, эмпирический материал, носит односторонний характер. Это объясняется преобладанием социологических методов исследования, в основном дающих представление о внешних проявлениях чтения. Автор статьи намечает следующие задачи в исследовании чтения: изучение влияния чтения (его социальной силы) на формирование отдельной личности в течение жизни (для этого необходимо проведение глубоких комплексных лонгитюдных исследований с привлечением психологических, педагогических и др. методов); изучение социальной силы чтения в преобразующихся средах различного масштаба (от семьи, школьного класса, коллектива до региона и всей страны). Необходимо объединение исследователей различных специальностей, использование комплекса современных научных методов. Такая постановка проблемы позволит увидеть действительную силу чтения, оценить степень его социального влияния.