Мы устанавливаем связь между философией науки Т. Куна и витгенштейновским контекстуальным реализмом, как мы его понимаем, а также трактуем в терминах последнего основные понятия первой. В частности, понятие научной парадигмы мы трактуем в терминах понятия формы жизни. Например, мы говорим о ньютоновской и квантовой механиках как грамматиках соответствующих форм жизни. Несоизмеримость парадигм обусловлена принятием различных норм (грамматик). Она не абсолютна, так как грамматические утверждения могут менять свой статус и превращаться в фактические. Сами нормы эволюционируют. Мы подкрепляем аргумент Куна против принципа фальсификации Поппера нашей трактовкой устоявшейся научной теории как витгенштейновской нормы (правила) для измерения реальности. Норма ни истинна, ни ложна; её фальсификация не имеет смысла. Мы трактуем витгенштейновское понятие семейного сходства, употребляемое Куном, как наличие общего эксплицитного или имплицитного витгенштейновского правила (нормы). Исторические примеры Куна и, в частности, пример с системами Птолемея и Коперника, примеры из теории относительности и квантовой механики, а также точку зрения Куна, что участники разных парадигм видят мир по-разному и что наблюдение зависит от теории, мы трактуем с точки зрения тезиса, что онтология чувствительна к контексту. Мы, таким образом, сопротивляемся релятивистской и конструктивистской трактовкам позиции Куна и показываем, почему она не противоречит идее научного прогресса и принципу соответствия между научными теориями. Мы также вкратце сравниваем позицию Куна с позициями И. Лакатоса, Х. Чанга (прагматический реализм) и Дж. МакФарлэйна (оценочный релятивизм), а также сравниваем нашу интерпретацию Куна с его интерпретацией в терминах натурализованного трансцендентализма, предложенной М. Масими.