Цель работы – определить механизмы формирования социокультурных ценностей и ментальных характеристик учащихся под влиянием образов литературных героев произведений художественной литературы. В качестве метода исследования использован контент-анализ литературных источников по следующим параметрам: положительные и отрицательные качества героя; отношение к учебе, труду, семье, Родине; представления о добре и зле; ценности и приоритеты; нормы поведения в обществе и коллективе. Выделенные критерии позволили структурировать содержание текстов по предметным областям, из которых складывается мировоззрение: восприятие себя и своей роли в мире; этические и идеологические представления; нормы и образцы поведения; ценности. В качестве источников отобраны 1) литературные произведения, которые чаще всего декларировались на громких чтениях в училищах трудовых резервах Свердловской области, 2) самые популярные книги по статистическим данным библиотек училищ и школ трудовых резервов, а также городов и сел. Исследование отчетов училищ и школ, результатов опроса учащихся трудовых резервов – посетителей библиотек Москвы и сельской местности – позволило выделить популярные художественные произведения того времени, а анализ их содержания помог выявить факторы, влиявшие на формирование мировоззрения учащихся, их систему ценностей, определить культовые образы литературных героев.