В статье раскрывается актуальность практического применения теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса в условиях цифровизации. Цель статьи – проанализировать возможности электронных библиотечных систем как дидактических средств, призванных содействовать развитию когнитивных способностей цифрового поколения. Представлены результаты исследования, проведенного в центре междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры. Характеризуется появление электронных библиотечных систем как реакция на избыточность и недостоверность информации в интернет-среде. Анализируется феномен цифрового поколения (поколения Z), взросление и социализация которого происходит при стремительном внедрении цифровых технологий во все сферы жизни современного человека: досуг, быт, учебу, работу. Представители этого поколения интегрированы в цифровое общество с рождения, поэтому им присущи взгляды, установки и ценности, отличающиеся от мировоззрения старших поколений. Рассматриваются отличительные черты и проблемы развития когнитивных способностей поколения Z. Приводятся результаты исследования ЭБС «Юрайт», «Лань», «Руконт», «Университетская библиотека онлайн», IPR Smart с позиций цифровой дидактики. Выявляются нарушения дидактических принципов систематичности, научности и наглядности. Формулируются рекомендации в адрес педагогов и библиотекарей об особенностях работы с поколением Z.