Одним из действенных способов изучения успешности библиотечной деятельности является работа с отказами в предоставлении читателям информации, соответствующей профилю библиотеки. Статья содержит материал, полученный в ходе исследования в рамках научного проекта, включающего, в частности, изучение уровня удовлетворенности читателей качеством фонда библиотеки. Цель статьи – анализ современной ситуации с неудовлетворенным спросом в подразделениях ГПНТБ СО РАН, оценка влияния данного фактора на качество библиотечного фонда и обслуживание читателей, на принятие решений по совершенствованию производственной деятельности. Авторами использовались научные методы анализа и обобщения как теоретических разработок по теме, так и статистических данных библиотеки. Обзор отказов за последние пять лет позволил сформулировать проблемы, ведущие к возникновению неудовлетворенного читательского спроса. Выявлено, что значительные изменения организационнофункциональной структуры библиотеки и технологии обслуживания читателей и абонентов привели к децентрализации процесса работы с отказами, что негативно сказывается на его слаженности и эффективности. Определено, что основными причинами отказов в ГПНТБ СО РАН выступают снижение качества информационного ресурса и несовершенство справочного аппарата библиотеки. Особое внимание уделено ситуации с неудовлетворенным спросом приоритетных для научной библиотеки категорий читателей: исходя из полученных данных, отказы этим категориям читателей составляли 34 % от общего количества отказов по основным причинам. Выводы, сделанные авторами, представляют самый верхний «срез» проблемы неудовлетворенного спроса читателей и абонентов библиотеки, но видятся объективно необходимой базой для оптимизации процессов формирования фонда и обслуживания читателей в ГПНТБ СО РАН.