В музейных и библиотечных фондах мира хранятся обширные коллекции старинных рукописей, книг, произведений прикладного искусства, в оформлении которых использован восточный орнамент, именуемый арабеской. В данной статье арабеска рассматривается как материальный объект, имеющий знаковое обозначение и информационную составляющую, то есть как документ. В работе раскрыты исторические предпосылки возникновения, описаны элементы, художественные приёмы и техника геометрического построения арабески с точки зрения синтактивной составляющей. Особое внимание уделено арабской каллиграфии, используемой в создании орнамента как значимой части исламской культуры, рассказано о становлении арабской письменности и различных видах почерков. Появление каллиграфических надписей в арабеске рассматривается как явление, обладающее более высокой значимостью, чем изображение. В работе объясняются причины появления в орнаменте сложных неудобочитаемых и сокращённых надписей. В общей сложности подвергнуты анализу семь разнохарактерных орнаментов на предмет соответствия классификационным признакам документов, для чего использована классификация Г. Н. Швецовой-Водки. Исследования показывают, что указанная классификация корректно работает и легка в использовании: рассмотренные детальные признаки подтверждают соответствие арабески термину «документ». Статья может быть интересна специалистам в области библиотековедения, историкам, искусствоведам, религиоведам, художникам и дизайнерам.