Современное состояние российского книговедения устойчиво характеризуется специалистами как кризисное. При этом участники развернувшейся дискуссии по-разному оценивают как его причины, так и научный статус самой дисциплины. Одним из возможных инструментов преодоления кризиса в теоретическом книговедении может стать обращение к концептуальной модели коммуникативного цикла (communications circuit) Роберта Дарнтона, широко известного своими исследованиями по истории книжной культуры Нового времени. Ставшая для зарубежных историко-книжных исследований классической модель остаётся не востребованной отечественными книговедами. В статье даётся описание самой модели, предполагающей выделение агентов книжной коммуникации, устойчивые взаимодействия между которыми формируют и воспроизводят мир книжной культуры. Реконструируется методологический контекст «прагматического поворота», определяющий реализовавшееся в этой модели видение сущности книжной культуры и опирающийся на семиотическую теорию культуры Клиффорда Гирца. Показаны некоторые варианты адаптации предложенной Дарнтоном модели к последующим периодам развития медиа, а также критика некоторых положений. Модель коммуникативного цикла представляет собой исследовательскую оптику, позволяющую рассматривать книжную культуру как целостность, в которой книга выступает медиумом, обеспечивающим социальное взаимодействия между различными агентами, вовлечёнными в процесс книжной коммуникации. Обращение к модели Дарнтона может способствовать формированию новой исследовательской повестки с необходимостью включения её в актуальный международный научный контекст.