Цель статьи – проследить историческую ретроспективу библиотечной магистратуры, осмыслить накопленный опыт для поиска новых решений по ее развитию в контексте отказа от применения болонской системы обучения. Геополитические процессы, в частности, происходящая «отмена России» ‒ кампания Запада по исключению страны из всех сфер международной жизни, формируют иную реальность бытия социальных институтов государства. На повестке дня перестройка всей системы образования в соответствии с предложениями Министерства образования и науки Российской Федерации. Предстоит трансформация и высшего библиотечного образования, включая библиотечную магистратуру. Она возникла и эволюционировала в 2000-е годы также в русле внедрения болонской системы в высшее библиотечное образование России. Последовательно разрабатывалась нормативная база для регламентации функционирования бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» в виде федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования первого, второго и третьего поколений, примерных образовательных программ библиотечной магистратуры. Сравнение обязательной части учебных планов подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности в ведущих профильных вузах показало имеющиеся существенные разночтения в составе, количестве, объеме зачетных единиц, последовательности преподаваемых дисциплин. За время существования библиотечной магистратуры не сложилась окончательно модель ее выпускника при том переизбытке общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, которыми он, согласно федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования, должен овладеть. Кардинально изменилась с 1 марта 2023 года ситуация с трудоустройством выпускников библиотечной магистратуры в связи с введением в действие Профессионального стандарта специалиста по библиотечно-информационной деятельности. На современном этапе сохраняются многие проблемы функционирования библиотечной магистратуры, возникшие ранее. Они представлены в статье как требующие профессиональной дискуссии и выработки согласованного подхода к их решению.