Журнал «Вестник знания» (1903–1918) был популярен в различных читательских группах, стремящихся к самообразованию. Цель статьи – определение роли коммуникативной стратегии редактора- издателя журнала В. В. Битнера для создания содружества «вестникознаньевцев», представлявшего собой «сообщество интерпретаторов» (С. Фиш), в рамках истории чтения. Источниками для анализа послужили комплект журналов, хранящийся в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского (Екатеринбург), редакторские статьи, письма читателей, воспоминания В. В. Битнера и его современников. Изменение объема рубрик журнала помогает проследить историю создания содружества читателей. В журнале были разделы для ответов на вопросы подписчиков, а также рубрики, в которых публиковались письма о поиске друзей, просьбы о помощи, велись обсуждения актуальных современных вопросов. «Ветки обсуждений» отдельных тем продолжались порой на протяжении года и более. Члены содружества читателей взаимодействовали и в реальной жизни. Их «развиртуализация» проходила благодаря организации лекций, экскурсий и съездов подписчиков. Названия рубрик, примеры писем читателей и оценка современников указывают на уникальность просветительского проекта. Свидетельством уважения и восхищения трудом редактора- издателя может служить портрет В. В. Битнера кисти И. Е. Репина, заказанный подписчиками на десятилетие журнала. Коммерческий успех «Вестника знания» позволил В. В. Битнеру реализовать другие издательские проекты.