Статья является откликом на статью В. К. Степанова «Обвальное сокращение числа библиотек: частные ошибки управления или всеобщая перспектива отрасли (анализ опыта Подмосковья)», опубликованную в предыдущем номере журнала «Библиосфера». Выделены и проанализированы три основных теоретико- методологических противоречия, снижающих достоверность полученных автором результатов и обоснованность предложенных им рекомендаций для регионального библиотечного дела. Первое из них касается отхода от принципа историзма, а также комплексности рассмотрения изучаемого явления, в результате чего социальная природа библиотечного дела автором статьи представлена неверно. Отмечено, что базовой социальной функцией, определяющей вектор отечественного библиотечного строительства, выступала функция воспитания советского человека, его идеологического, культурного и научно- технического просвещения через руководство чтением книг специальным образом подобранного библиотечного фонда. Посреднические функции были связаны с недостатками книгоиздаельской деятельности в сфере досуговой литературы и играли второстепенную роль. Таким образом, автоматизация и компьютеризация книгоиздательского и книготоргового дела лишь косвенно влияют на библиотечное дело, поскольку культурно- просветительские функции библиотек не зависят от материальной природы книжного издания. Второе противоречие связано с корректностью анализа и интерпретации статистических данных, отражающих процесс библиотечного развития в Московской области. Анализ статистики показывает, что отрицательная динамика в региональном библиотечном строительстве вызвана процессом сокращения населенных пунктов, естественной убылью и старением населения. Рост числа пользователей муниципальных библиотек свидетельствует о том, что сокращение числа библиотек не приводит к снижению уровня библиотечного обслуживания населения. Третье противоречие касается следования принципу научной объективности исследования. Автор отметил только негативные тенденции, оставив за рамками анализа региональные программы библиотечного строительства, направленные на развитие модельных библиотек.