Рассматриваются основные вопросы, связанные с организацией справочного обслуживания в университетских библиотеках мира в рамках деятельности традиционного справочного бюро и виртуальной справочной службы. Реализация концепции цифрового справочного обслуживания требует от сотрудников справочных служб высокого профессионализма, экспертных знаний цифровых инструментов и методов работы с ними. Развитие информационных технологий меняет формат общения библиографа с пользователем. Традиционное справочное обслуживание дополняется специализированной исследовательской помощью в соответствии с научно-исследовательской практикой вузов. Предоставление виртуальных справочных услуг в режиме реального и отложенного времени, цифровая трансформация библиотек, привлечение к справочному обслуживанию чат-ботов и других «умных» систем являются актуальными темами в библиотечной теории и практике. Поворотным моментом в эволюции справочного обслуживания стала стратегическая инициатива университетских библиотек по дистанционному обучению и дополнительному профессиональному образованию. В связи с возрастанием образовательной миссии университетских библиотек в профессиональной библиотечной среде активно обсуждается вопрос о роли информационного куратора, которую может принять на себя библиограф. Библиотекари справочных служб, наряду с другими информационными специалистами, формируют исследовательское и образовательное пространство библиотеки. Статья написана на основе результатов анализа публикаций в зарубежной профессиональной периодике.