Статья посвящена истории формирования деятельности советских библиотек по коммуникации между обществом и наукой. Предложено выделить государственно ориентированную служебную модель, которая сформировалась в советское время как инструмент социального управления посредством политического и научно-технического просвещения. Целями просвещения выступало вовлечение населения в строительство нового социалистического общества, индустриального по своей природе. Технологически это реализовывалось в ходе библиотечного чтения специально подобранной научной и научно-популярной литературы. Такое чтение носило управляемый характер. Формирование модели началось в 1920-е гг. В своем развитии она прошла три этапа: становления (1920–1940 гг.), расцвета (1950–1970-е гг.) и угасания, пришедшегося на конец 1980-х – начало 1990-х гг. Ее теоретико-методическую основу составили работы В. И. Ленина и Н. К. Крупской. Сделан вывод, что советская модель организации библиотечной коммуникации между наукой и обществом 1) носила вертикальный, систематический и директивный характер, обеспечивая с одной стороны формирование естественнонаучного материалистического мировоззрения вкупе с пропагандой советской науки и ее достижений, с другой – противодействие лженауке и религиозному мировоззрению; 2) была эффективна в условиях борьбы с безграмотностью и начального политического и естественно-научного (научно-технического) просвещения. Достижение советскими читателями более высокого уровня развития во второй половине 1970–1980-х гг. показало, что модель постепенно исчерпала свой потенциал. Это, в свою очередь, потребовало разработки новых форм организации библиотечного дела и технологий управления библиотечным чтением, ориентированных на хорошо образованного и активного читателя. Начало реформирования пришлось на 1990-е гг.