Современный социум характеризуется перманентными стремительными и глобальными трансформациями – экономическими, технологическими, культурными. Радикально изменяются способы создания, переработки и хранения информации, в соответствии с этим формируется новое поколение ее потребителей. Для профессионального сообщества это означает необходимость постоянного пересмотра как основ существования библиотечного социального института в целом, так и отдельных составляющих его деятельности. Такое «переформатирование» невозможно без серьезной научно-исследовательской работы, предваряющей и обосновывающей любые значительные изменения в библиотечной области. Одним из центральных понятий и предметов изучения в библиотечной науке и практике стали информационные потребности (ИП), а также более широкое явление – информационное поведение обслуживаемых библиотекой категорий потребителей информации. Данная статья продолжает традиции изучения читательского контингента, его поискового поведения и ИП, имеющие в ГПНТБ СО РАН богатую историю. Необходимость осмысления новых социальных и технологических трансформаций, влияющих прежде всего на взаимодействие библиотеки и читателя, всегда было в центре внимания ее специалистов. Анализ, осуществленный авторами исследования, дает возможность, в частности, увидеть отраслевую направленность, степень активности групп читателей, наличие в их структуре общих черт и специфических особенностей. Дифференциация информационных потребностей по этим параметрам выявляет новые тенденции использования фонда ГПНТБ СО РАН и позволяет говорить о значительном развитии технологии системы обслуживания ГПНТБ СО РАН от традиционных форм взаимодействия с читателем до форм коммуникаций, основанных на компьютерных технологиях, с момента основания библиотеки до сегодняшнего дня. Дальнейшее углубление исследований данного направления имеет важное значение для развития и совершенствования информационного обслуживания ее читателей и пользователей.