Статья посвящена вкладу в методологию истории библиотечного дела известного отечественного библиотековеда К. И. Абрамова, автора 337 публикаций, из которых две трети посвящены истории. Подчеркнута важность его вклада в развитие источниковедения, историографии, археографии, истории библиотечного дела. На основании принципа историзма и методов структурного анализа проведена историческая реконструкция формирования и развития его методологических взглядов. Проанализированы внешние обстоятельства его становления как историка, проходившего в сложных социально-политических условиях. Сделаны выводы, что в основе методологических взглядов К. И. Абрамова лежали: опора на архивный материал, стремление к повышению научности исторических изысканий, преодоление стремления свести исследование к поверхностному изложению и комментированию отдельных ленинских положений. При его участии были собраны и изданы работы В. И. Ленина и Н. К. Крупской, посвященные библиотечному делу. Одновременно с этим мировоззрению Абрамова были присущи догматическое отношение к марксизму и его методологии, безусловное следование руководящей цитате, некритическое отношение к высказываниям классиков марксизма-ленинизма. В качестве теории в работах Абрамова выступало марксистско-ленинское учение о культуре и библиотечное наследие Ленина и Крупской, доминировали историко-педагогические изыскания, которым свойственно следование официальной трактовке тех или иных событий, упрощенное изложение исторических процессов и явлений, однозначность авторских суждений и оценок, избегание полутонов, возвеличивание достижений при одновременном замалчивании просчетов и неудач. Анализ показал, что в 1990-е гг. под воздействием социальнополитических изменений, отказа от марксизма-ленинизма Абрамов пересмотрел свое отношение к истории советского библиотечного строительства. Он начинает ориентироваться на теорию демократии, в контексте которой библиотеки рассматриваются как проводники демократии, а ведущая роль в библиотечном строительстве отводится общественному библиотечному движению. Им актуализируется концепция демократического библиотековедения, которая сформировалась в период между Февральской и Октябрьской революциями и была отвергнута большевиками. Значимость исследования связана с обобщением методологического наследия Абрамова, направленным как на развитие положительных сторон его методологии, так и на преодоление методологически не корректных суждений об истории советского библиотечного строительства.