В статье рассмотрены принципы организации книжного фонда Музея библиотековедения (1919–1921), созданного известным библиотековедом и книговедом Д. А. Баликой в период его профессионального становления в Томске для учебнометодического оснащения процесса подготовки библиотечных специалистов. Показана функциональная структура книжного собрания, оговаривается возможная динамика его состава, описывается методика выявления книг-источников и книг-образцов, которая основана на особенностях их издательско-полиграфической формы и различных аспектов содержания (отраслевая принадлежность, психологический тип). Автор характеризует способы использования двух названных типов изданий в процессе обучения (формирования знаний и умений в области библиотековедения, книговедения, писателеведения и читателеведения пассивным или активным путем, то есть в ходе усвоения содержания книг-источников либо в ходе аналитического описания книг-образцов), прослеживает библиопсихологические («рубакинские») традиции и библиопедагогические новации в представлениях Д. А. Балики о «внутренней работе» библиотекаря («руководительстве чтением» в рамках программы внешкольного образования). Реализованная Д. А. Баликой технология трансформации неспециализированного фонда в учебный представляется актуальной в связи с усилением (возрождением) читателеведческой составляющей в программах высшего библиотечного образования России и Украины в начале XXI века.