Интенсивные трансформации, происходящие в системе книжных коммуникаций, требуют актуализации научных подходов и методологического инструментария науки о книге. При этом отечественная книговедческая школа сталкивается с рядом трудностей, среди которых первостепенное место занимает подчеркнутая географическая и дисциплинарная обособленность исследовательских практик, ограничивающая возможности целостного социогуманитарного анализа явлений действительности. Необходимость включения в современный книговедческий дискурс концептуальных медиалогических работ и их реинтерпретации обусловливают актуальность настоящего исследования. Цель статьи – продемонстрировать имманентно присущие исследованиям книги и чтения кросс-дисциплинарность и сопряженность с коммуникативистикой как метатеорией, объясняющей историко-культурное развитие обществ. Предметом проведенного анализа стали работы канадского ученого Герберта Маршалла Маклюэна. Исследованием установлены сущностные изменения, характерные для переходных периодов в истории доминирующих средств коммуникации: переформатирование восприятия членов социума и разделяемых ими значений, частичная деинституционализация и корректировка функций, целей, задач ранее существовавших структур управления и контроля, интеграция и кумуляция культурологического и ресурсного потенциала коммуникационных технологий. Наряду с этим доказаны ошибочность сугубо медиадетерминистского понимания концепции М. Маклюэна и невозможность иерархической классификации современных медиа теорий. Практическое значение исследования состоит в формировании педагогической книговедческой стратегии, ориентированной на изучение «предустановленных» моделей чтения в различных каналах коммуникации с учетом различной степени воздействия факторов микро- и макросреды, определяющих полифонию современных медиапрактик, структуру образовательных траекторий, а также их эффективность.