В статье обосновывается новый взгляд на деятельность первой тюменской типографии, основанной К. Н. Высоцким в 1869 г. и существовавшей до 1909 г. Новизна работы обусловлена особым ракурсом исследования: 1) книгоиздание рассматривается как часть медийной революции, осуществленной К. Н. Высоцким благодаря открытию в уездном сибирском городе первой фотомастерской (1866), литографии (1867), типографии (1869), рекламно-информационной газеты (1879); 2) устанавливаются связи издательской деятельности К. Н. Высоцкого и Л. К. Высоцкой с историей сибирского пароходства 1870–1890-х гг. Цель статьи – характеристика книг-дорожников типографии Высоцких как особого типа изданий, выявление их разнообразия и роли в деятельности пароходных компаний, в частности товарищества «Курбатов и Игнатов». Книговедческий анализ, осуществленный на основе структурнотипологического метода в рамках контекстного и системного подходов, позволяет по-новому интерпретировать роль и место типографии Высоцких в истории сибирской книжной культуры. Около 20% репертуара (11 из 56 книг) типографии Высоцких составляют книги, посвященные пароходам и рекам. Они представляют собой смысловое единство, своеобразную серию, структурированную пространством (3000 верст по рекам Западной Сибири от Тюмени до Томска) и идеей промышленного и культурного освоения новых земель. Структурной доминантой серии является особый тип издания – книга-дорожник, или книга-итинерарий (от лат. itinerarium), цель которой – быть указателем расстояний между населенными пунктами и путеводителем по сибирским рекам. Публикация книг-итинерариев как особого вида книг, существующих со времен Древнего Рима, свидетельствует о высокой книжной культуре издателей Высоцких. Книги-дорожники отличаются разнообразием: краткие указатели-путеводители сосуществуют с картографическим литографированным изданием и рекламным путеводителем в жанре историко-этнографических путевых очерков. Значение книг-дорожников, изданных Высоцкими, в том, что они формируют своего рода культурный бренд Тюмени как города, являющегося родиной всего судоходства по рекам Западной Сибири.