65
Обзоры
УДК 024:005.216.1
ББК 78.37
DOI 10.20913/1815-3186-2016-3-65-73
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК
© Н. С. Редькина, 2016
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск, Россия; e-mail: to@spsl.nsc.ru
Представлен обзор маркетинговых методов оценки обслуживания читателей и онлайн-пользователей биб-
лиотеки.
Ключевые слова:
библиотечные услуги, библиотечное обслуживание, качество, маркетинговые исследова-
ния, методы оценки.
Для цитирования: Редькина Н. С.
Обзор современных методов оценки качества обслуживания пользовате-
лей библиотек // Библиосфера. 2016. № 3. С. 65–73. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-65-73.
The review of modern methods to evaluate users servicing quality
N. S. Redkina
State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences,
Novosibirsk, Russia; e-mail:
to@spsl.nsc.ru
Marketing methods of evaluating services of both readers and library users online are important to improve the qua-
lity of library-information servicing. The most commonly used methods to assess the quality of library services are
statistical indicators analysis of activities (attendance, the number of resources/services access, etc.); surveillance;
user survey; questionnaires; analysis of online services and Internet resources to determine the level of user satisfac-
tion (online questionnaires, «like» estimates and others). In assessing satisfaction/dissatisfaction of users, their ser-
vicing quality such marketing tools as SERVQUAL, LibQUAL + {TM}, SERVPERF, «mystery shopper», «Kano
methododology» and the concept of «neutral zones» by Ch. Bernard are more relevant. Their applying makes it pos-
sible to obtain accurate and complete information on the efficiency of employees’ work, to develop a program of ac-
tivities and necessary recommendations to improve the quality of library servicing.
Keywords:
library services, library servicing, quality, marketing, evaluation methods.
Citation:
Redkina N. S.
The review of modern methods to evaluate users servicing quality //
Bibliosphere. 2016.
№ 3. P. 65–73.
DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-65-73.
Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.
Генри Форд
современных условиях развития общества,
изменения предпочтений пользователей и по-
вышения их притязательности к сервисному
обслуживанию, проникновения в Россию «общеми-
рового стандарта обслуживания» актуальной стано-
вится проблема расширения ассортимента библио-
течных услуг и повышения их качества. Первосте-
пенную значимость в улучшении качества библио-
течно-информационного обслуживания приобретают
современные методы управления и подготовки ква-
лифицированных сотрудников, обладающих соответ-
ствующими умениями и навыками, а также марке-
тинговые инструменты оценки обслуживания как чи-
тателей, так и онлайн-пользователей библиотеки.
Для библиотек, занимающихся обслуживанием
путем предоставления разного рода услуг (библио-
течных, информационных, консультационных, ана-
литических, организационных и др.), важно понимать
их природу и сущность, учитывать специфику уп-
равления и маркетинга. Во-первых, нужно принимать
во внимание, что услуги характеризуются неосязае-
мостью, неспособностью к хранению, изменчивостью
качества и неразрывностью предоставления и по-
требления. Во-вторых, невозможно оценить услугу
до ее получения. Это обусловливает особенности
маркетинга услуг и анализа их качества, которое оп-
ределяется требованиями пользователей и степенью
их удовлетворенности.
Факторы, влияющие на качество услуг
Под «качеством услуги» будем понимать свойства
и характерные особенности услуги, которые вызыва-
ют удовлетворение пользователя, а также отсутствие
В
БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 3, с. 65–73
Следующая страницаПредыдущая страница