В настоящем исследовании проанализировано нормативное регулирование научной (научно-технической) экспертизы в ряде зарубежных стран с целью выявления общих подходов и особенностей правового регулирования системы научной (научно-технической) экспертизы. В работе были использованы общенаучный, формально-юридический, сравнительно-правовой и системно-структурный методы исследования. Проанализированы нормативные правовые акты Китая, США, Великобритании, Германии, Индии и Японии, отобранных из числа лидеров в рейтинге стран по общему числу статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных, а также в рейтингах по общему числу поданных заявок и выданных патентов на изобретения по офису страны. Общими чертами регулирования научных экспертиз в рассмотренных странах представляется отсутствие особого порядка проведения научной экспертизы, а также наличие свободы для частных (негосударственных) лиц в установлении правил проведения экспертизы в случае, если объекты экспертизы не связаны с расходованием государственных денежных средств. Рассмотренные страны по их отношению к необходимости государственного регулирования экспертной деятельности и степени такого регулирования могут быть условно разделены на две группы. При разработке отечественного законодательного акта федерального уровня представляется целесообразным учесть опыт второй группы стран в рассматриваемой сфере. Статья подготовлена по результатам работы в рамках государственного задания РИЭПП на 2023 г. от 29.12.2022 № 075-01594-23-00 (проект «Научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение вопросов совершенствования законодательства в части установления критериев и по рядка проведения государственной научной (научно-технической) экспертизы, в части оценки результативности и эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку научных исследований и разработок гражданского назначения, в части планирования и оценки необходимости проведения закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения для государственных нужд, в части иных вопросов регулирования научно-технической сферы»).