Рассматривается концептуальный для современной философской антропологии вопрос о свободе выбора. Безусловность, не являющаяся «данностью» (подобно дару жизни), «проясняется» в рефлексии принимаемого решения, этим оформляется человеческая идентичность. Эта «сублимация» имеет место не по природе, но благодаря решению индивида; безусловность есть определенное бытийное состояние. «Модусы самоутверждения» обусловлены и непрочны, безусловность исходит из свободы, трансцендентной по основе. Деформация онтологических и когнитивных структур опыта («персонализированного» знания) меняет смысл ценностей «отчужденного» индивида, несвободного в социуме; кантианская антиномия (свободы и необходимости) получает в «неклассической» философии интерпретацию «экзистенциальной драмы». Индивидуальность есть результат свободного выбора человека.