На основе детерминистических оценок, полученных при помощи PF + PE-модели частичного равновесия на сельскохозяйственных рынках 80 субъектов Российской Федерации, тестируются две взаимосвязанные нулевые гипотезы об эффектах возможного введения экспортных пошлин на зерно: пошлины не содействуют улучшению снабжения населения России важнейшими продовольственными продуктами (гипотеза тестируется для России и 80 субъектов федерации); пошлины не стимулируют производство основной продукции животноводства (для России и 78 субъектов федерации). Тестирование проводится применительно к ретроспективе 2011...2015 гг. Проведённое исследование отклонило нулевые гипотезы: первую - для 61 субъекта федерации из 80 учтённых в модели, но не для России в целом (из-за сокращения потребления молочных продуктов под влиянием пошлины); вторую - для 12 субъектов федерации из 78, для которых проводилось тестирование, и для России в целом. Экспортные пошлины на зерно, создавая довольно слабые, а в ряде регионов - противоречивые стимулы развитию животноводства, наносят несоразмерный ущерб зерновой отрасли, а прибавка потребления продовольственных продуктов достигается исключительно за счёт продуктов переработки зерновых. Дополнительные доходы госбюджета от введения пошлин меньше, чем потери сельского хозяйства (включая потери торговых агентов, осуществляющих оптовые поставки и экспорт сельхозпродукции). В связи с этим полученные результаты поддерживают решение Правительства РФ отложить введение экспортных пошлин на пшеницу до 1 июля 2021 года. Они ставят в повестку дня вопрос о нормативном закреплении нулевой ставки таких пошлин наряду с введением постоянно действующих критериев чрезвычайных обстоятельств, при наступлении которых пошлины должны временно вводиться.