Проанализированы наглядно-образные и вербально-логические представления объекта управления в науках, связанных с аграрной сферой (агрохимия, почвоведение, биология, экология, агроценология и др.). Сделан вывод о том, что при достаточности вербально-логических, имеется неполнота наглядно-образных описаний объекта управления в агроэкосистемах, вследствие чего существенный объём знаний труднодоступен для широкого круга лиц и, в некоторой степени, «неотчуждаем» от узких специалистов. Одним из важнейших следствий такого положения дел для практики управления социально-экономическими системами является то, что в производственно-потребительской системе России на макроуровне неверно расставлены приоритеты расходования минеральных и энергетических ресурсов, а баланс биофильных элементов в земледелии отрицательный. Для совершенствования наглядно-образного представления знаний указанных наук, предложено формализовать и графически отобразить биогенный круговорот питательных элементов в земледелии (биологический круговорот в агроэкосистемах) в виде системы «микроорганизмы почвы - растения - животные», то есть как метаболизирующую систему трёх групп организмов. Сделан вывод о том, что управление системой «микроорганизмы почвы - растения -животные» соответствует целям таких концепций, как «рациональное природо- и землепользование», «устойчивое развитие», «экономика замкнутого цикла». Предложено избрать «Коэффициент замкнутости биологического круговорота» в качестве интегрального показателя эффективности государственного управления устойчивым развитием эколого-экономических систем и, как следствие, почвенным плодородием, т.к., по мнению автора, в отличие от «баланса биофильных элементов » данный коэффициент чувствителен к источнику сырья и отражает динамические свойства системы.