Рассмотрены проявления бескомпромиссно негативного реагирования Р. Декарта на критику его концепции человеческого ума как бестелесной субстанции церковным деятелем П. Бурденом. С отрицанием Декартом трактовки ума как продукта функционирования материального мозга человека соотнесена недооценка им рефлексивной составляющей мыслительной активности человека. Специальное внимание обращено на то, что Декарт фактически уклонился от содержательной полемики с Бурденом по этим вопросам, ограничившись повторением составляющих своей позиции, аргументированную критику которых тот предъявил ему. Признано, что в итоге Декарт опустился до фактически оскорбительной характеристики критической оценки Бурденом исходной у Декарта позиции радикального сомнения в реальности существования чего бы то ни было, заявив, что воспринимает эту оценку как «облаивание». Показательным в том, что Декарту нечем было на критику его философской позиции Бурденом ответить аргументированно, признано и то, что философ счел для себя допустимым обратиться с жалобой на этого своего оппонента к церковному его начальству.