Статья посвящена осмыслению восприятия философии Ж. Валя в России. В центре внимания – понятие «несчастное сознание» «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля и интерпретация данного понятия в философии Ж. Валя. Анализ русскоязычных исследований философии Ж. Валя позволяет выделить два основных направления работы с ней: в контексте «французского неогегельянства» и в контексте экзистенциализма. Показана необходимость пересмотра данных, закрепившихся представлений о его философии. В пользу этого сформулировано два аргумента: понятийный и содержательный. Согласно первому, ограничение философии Ж. Валя двумя вышеназванными контекстами сужает действительные горизонты его исследований. Согласно второму, в философии Ж. Валя «несчастное сознание» помимо трагически-религиозной интерпретации идей Гегеля содержит плюралистическую критику «монизма» Гегеля в составе собственного философского проекта «метафизического эмпиризма» Ж. Валя. Утверждается, что обращение ко всему корпусу работ Ж. Валя позволит создать более полное представление об истории французской философии XX века, в частности «французского неогегельянства» и франко-германских дискуссий касательно феноменологии и экзистенциализма.