Намечаются пути определения теоретических предпосылок формирования феноменологической философии и приводятся некоторые примеры практического применения феноменологического метода в психологии. Специфика подхода, реализуемого в настоящей статье, заключается в том, что авторы намеренно отказываются рассматривать первичные источники феноменологии (Брентано, Канта и др.) и обращаются к протоисточникам этого учения - античной философии. Предполагается, что именно такой подход позволит наиболее полно раскрыть потенциал феноменологического метода. Отмечается, что применение феноменологического метода в психологии сталкивается с рядом затруднений. Прежде всего, существует сложность проведения демаркационной линии между философией и психологией. С другой стороны, происходит столкновение научного (догматического) и феноменологического (антидогматического, критицистского) знания. Работа феноменолога, оперирующего беспредпосылочным знанием, предполагает отказ от догматизации собственных теорий и методов. Поскольку феноменологический психолог стремится выработать тонкое понимание всесторонности человеческого опыта, руководствуясь беспредпосылочным знанием, постольку обращение к историко-философскому наследию, и прежде всего к античным и средневековым текстам, является оправданным решением, ибо именно там можно обнаружить первые донаучные попытки мыслителей нащупать способы описания опыта.