Заострено внимание на наличии в V части «Этики» Спинозы на первый взгляд как будто взаимоисключающих друг друга утверждений: с одной стороны, о временнóм, причем бесконечном, продолжении существования разумной составляющей души человека после смерти его тела и, с другой, о ее смерти вместе с телом. Эта загадочная ситуация прояснена посредством ее соотнесения с XXIII главой наиболее раннего произведения Спинозы. Там он утверждает, что смертность всей души человека несомненна, если иметь в виду ситуацию ее соединенности только с его телом. А в контексте учета места любого человеческого индивидуума в картине универсума как целого разумная составляющая души человека оценивается Спинозой как неустранимое и только в этом смысле вечное, неподвластное смерти условие существования бесконечной временнóй последовательности сменяющих друг друга человеческих поколений.