Взгляды М. Мандельбаума на историографию философии претерпели определенную эволюцию. Показаны эпистемические основания историко-философской позиции Мандельбаума. С позиций критического реализма и его применения к социальным наукам Мандельбаум анализирует преимущества и недостатки монистического, или холистического, подхода, частных монизмов и плюрализма. Наиболее состоятельной плюралистической концепцией он полагает историю идей А. О. Лавджоя, однако ее использование в качестве историко-философской методологии ограничено. Сменившая ее интеллектуальная история должна быть отнесена к частичным монизмам, однако, по версии Мандельбаума, она получает ряд преимуществ, если начнет использовать плюралистическую методологию. Именно в этом варианте возможно отождествление истории философии и интеллектуальной истории. Представлены возражения аналитических философов против такого отождествления.