Философия сложности рассматривается как совокупность предметно специфицированных философских проектов, направленных на преобразование определенных подходящих аспектов современного научного мировоззрения. Несомненно, Э. Морен и П. Сильерс – классики философии сложности, но мы находим их построения недостаточно последовательными. Эклектический характер философии сложности, который подчеркивается в отечественной и зарубежной критической литературе, ставит под сомнение ее содержательность. И несмотря на то что многие из критических замечаний являются вполне оправданными, – что, конечно же, не отменяет возможности рассмотрения сложности как объекта философской рефлексии, – мы должны поставить вопрос об ее оправданных формах и возможностях. И в этом смысле, представляется, в создании философии сложности нет необходимости: стоит обратить внимание на действительно ошеломляющую сложность и запутанность вполне привычных вопросов философии, порождаемых ее развитием в связи с наукой, культурой, техникой и обществом, религией и моралью.