Долгое время открытия признавались только в естествознании. Если можно говорить об «открытиях» в социальных науках, то в каком-то другом смысле. При этом, накопление общих теоретических знаний в таких науках, как экономика и социология, не вызывает сомнений. Сформулированы 11 критериев «положительного знания» (соответственно, «открытия», когда такое знание впервые обретается). Выделены три группы научных и философских дисциплин со сходными показателями по данным критериям. В философии (помимо логики и аналитической философии) затруднительно говорить об открытиях и знаниях из-за отсутствия согласия относительно любых нетривиальных суждений с характерным для философии уровнем общности и абстрактности. Вместе с тем развитие философии представляет собой нечто большее, чем накопление идей как необязательных мнений. Для разрешения этой трудности использована метафора «замка» (препятствий для познания), «ключа» (интеллектуальных средств, подбираемых и создаваемых для получения достоверных знаний) и «взгляда» (целостного осмысленного образа увиденного при «открытии разных дверей»). Даже если философия не производит полноценных открытий и общепринятых знаний, она прогрессивно развивает свои идеи в качестве эвристических «ключей» для научных исследований и в качестве «взглядов», обобщающих разнородные, накапливаемые научные знания, соединяя их с меняющимися в человеческих поколениях самосознанием и ценностями.