Цель данной статьи – обоснование авторского анализа противостояния научных взглядов с точки зрения социальной эпистемологии в контексте известного тезиса Э. Агасси «наука всегда социально ангажирована, но она не должна быть социально зависимой» на материале противостояния лысенковской интерпретации ламаркистской методологии взглядов Г. Спенсера и представителей отечественной школы классической менделевской генетики. Отличительная особенность Академгородка 1970-х – 1980-х годов – присутствие практически в каждом академическом институте ответственного за организацию профильного научно-методологического семинара, посвященного философско-методологическим проблемам развития конкретной области знания. Воспоминания участников этих семинаров и реконструкция обсуждавшихся тогда вопросов – богатый эмпирический материал, дающий возможность проверять современные концепции в области социальной антропологии, социальной эпистемологии и социологии науки. Возрождение генетики в нашей стране началось с момента основания Института цитологии и генетики СО АН СССР/СО РАН. Показано, что процесс развития противостояния ламаркизма и менделизма в 1930–1960-е годы начинается от стадии отрицания тезисов идейных противников до возникновения сопутствующих междисциплинарных исследований. При этом особая роль отводится конкретизации методологической функции философии и тем формам ее реализации, которые сами заинтересованные ученые – участники научно-методологических семинаров – скорее, склонны связывать с «содержательными», а не с «социологическими» аспектами описания ситуации.