Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и её стереотипным восприятием со стороны вовлечённых и невовлечённых аудиторий. Модернизирующиеся библиотеки, превращаясь в цифровые экосистемы, наряду с традиционной миссией архива информации становятся центрами культурной жизни, интерактивными пространствами, предлагающими посетителям разнообразные сервисы и ресурсы по работе с информацией, мультимедийные коворкинг-зоны для работы, общения и обучения. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. Цель исследования – диагностика запроса фактических и потенциальных пользователей библиотек, оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Методологию исследования составили работы, фиксирующие востребованность принципиально новых подходов к взаимодействию библиотеки с целевыми аудиториями. Для выявления стереотипных представлений о библиотеках было проведено анкетирование двух групп респондентов: вовлечённых и невовлечённых пользователей (взрослые и учащаяся молодёжь). Для анализа эмпирических данных использованы методы статистического анализа информации. Основные результаты: в исследовании фиксируются потребности в позиционировании услуг библиотек в более широком пространстве коммуникативного поля. Требуется выход на особые сегменты рынка, связанные с построением многосубъектных пользовательских цепочек и новые способы информирования о наборе услуг среди молодых фактических и потенциальных пользователей. Относительно слабое информирование о новых услугах может свидетельствовать об использовании преимущественно традиционных средств позиционирования на ближнем целевом рынке и пока достаточно слабом проникновении на иные сегменты. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может быть основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения в первую очередь молодёжной аудитории, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.