Цель статьи – определение номенклатуры видов услуг, представленных на официальных сайтах центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Услуги библиотек характеризуются как объект многоаспектного анализа и оценки. Подчёркивается нетождественность понятий «услуги библиотек» и «библиотечные услуги». Раскрывается влияние сервисной экономики на диверсификацию услуг, оказываемых библиотеками. Теоретический анализ публикаций дополнен результатами масштабного эмпирического исследования услуг, представленных на официальных сайтах 77 центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Продемонстрированы масштабы диверсификации видов услуг, оказываемых республиканскими, областными и краевыми универсальными научными библиотеками. Установлено, что библиотеки вынуждены заниматься многими ранее не свойственными им видами деятельности и оказывать услуги, чуждые их природе и общественному назначению. Исследование показало, что производство услуг в библиотеках отражает 30 разных видов профессиональной деятельности. Многие из оказываемых библиотеками услуг предполагают иные, нежели библиотечно-информационные и библиотечно-библиографические компетенции. Это требует оценки качества услуг, оказываемых библиотеками, и рассмотрения вопроса о необходимости их лицензирования и сертификации. Делается вывод, что диверсификация, проявляющаяся в несвойственных для библиотек услугах, имеет вынужденный характер, обусловленный переходом к рыночной экономике, развитием экономики услуг, курсом на становление сервисно-ориентированного государства.